sportkoteika (sportkoteika) wrote,
sportkoteika
sportkoteika

Кони и люди. Питерские мосты

В Петербурге, как в Венеции и Амстердаме, мосты – главные связующие и значимые точки сбора картинки набережных города. Почти каждый из мостов – уникален и по-своему неповторимо красив.

Одной из запоминающихся и романтических прогулок-экскурсий по Санкт-Петербургу будет обход и осмотр его мостов. Здесь есть свои звезды и раскрученные бренды, а есть мосты, менее заметные и известные, но, возможно, именно они для вас станут открытием.

630 300
wikimedia.org
Мосты и любовь

Например, один мой приятель сделал предложение своей будущей жене на Красном мосту. Он встал на парапет набережной и произнес горячую предсвадебную речь. Собралась толпа, которая зааплодировала, как это обычно бывает в заграничных фильмах про любовь. И даже подоспевший полицейский не согнал приятеля, а дал ему договорить и хлопал в ладоши вместе со всеми…

Кстати по поводу замков любви на мостах… Самые популярные в Петербурге мосты, где их прикрепляют, несмотря на формальный запрет властей:

- Поцелуев мост около Новой Голландии,
- Мало-Конюшенный мост у Спаса-на-Крови,
- Иоанновский мост в Петропавловскую крепость,
- Львиный мостик в районе Сенной площади,
- 4-й Ждановский мост в створе Петровского переулка,
- мосты у Никольского собора,
- некоторые мосты через Фонтанку.

Аничков мост

Заслуженно считается одним из самых красивых аналогичных сооружений в мире (и один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга). От прочих мостов он отличается благодаря знаменитым скульптурам юношей с конями Петра Карловича Клодта (Клодт фон Юргенсбург).

Нынешний каменный мост - правда, еще без коней и юношей - с помпой открылся в январе 1842 года. Все было по-взрослому: три красивых пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом…

Но главное, что уже тогда дало пищу для анекдотов, фантастических историй и небылиц было связано с чугунными перилами, на которых чередовались парные изображения фантастических морских коньков (гиппокампов) и совершенно несексуальных и очень странных русалок (придумал их берлинский архитектор-затейник Карл Шинкель).

630 300
wikimedia.org

Если конями как-то можно было смириться, то русалки были с мужскими прессами, лошадиными ногами с копытцами и хвостом! То есть это были русалки, кони, кентавры и рыбы в одном флаконе! К слову, гипокампы тоже были не такие, какими мы привыкли их видеть, – а, скорее, кони-русалки… При этом Шинкель задействовал и разместил таких же непонятных персонажей в родном Берлине на Дворцовом мосту – так что прецедент уже был.

Дареному коню…

Ну, а далее началась дарительная чехарда с бронзовыми конями и держащими их обнаженными мужчинами (теми самыми, что в советское время "были единственными непьющими в городе – а потому, что у них руки заняты").

Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом, "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы" появились на западной стороне в 1841-м. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Их хотели заменить "на настоящие и вечные", но отлитых на замену коней прямо с литейного двора царь отправил в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV (они и сейчас находятся в Берлине).

В 1844 году восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но Николай I вновь распорядился ими как подарком - на этот раз в ответ на гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. То есть через два года они уже оказались в Неаполе.

630 300
wikimedia.org

Копии скульптур есть также в Петергофе, Стрельне и в подмосковном имении Голицыных. И все скульптуры того стоили, если самому императору приписывают фразу, обращенную к их создателю: "Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец"…

Легенды и байки

Об отношениях Николая Первого и Клодта рассказывают такую байку – будто бы кучер кареты скульптура дважды посрамил кучера самого императора, обогнав и подрезав царский кортеж… История могла кончиться для Петра Карловича ссылкой, но, когда император приехал посмотреть на уже отлитых коней (а они, говорят, лепились именно с его собственных, "гоночных"), он изрек: "За этих, - прощаю!"…

В 1851 году на мосту появились современные кони-люди. При этом Клодт не стал полностью копировать прежние работы, а создал две новые композиции, в результате четыре статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Дважды они покидали мост - в 1941 году во время блокады были закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м - увезены на реставрацию и к 300-летию города, обновленные, были поставлены на место.

630 300
wikimedia.org

Интересно (на заметку)

Статуи коней, которые "смотрят" в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, акони, смотрящие в сторону площади Восстания, их не имеют.

А еще говорят, что умер Клодт, как и полагается творцу, из-за огорчения, так как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту…

При этом детородные органы коней были расписаны с такой дотошностью, что многие усматривали там даже то, что, вероятно, автором и не предполагалось. Например, между ног у одного коня кто-то разглядел некий человеческий лик и даже предположил, что это лицо самого Наполеона Бонапарта!
источник

Tags: история, мосты, петербург
Subscribe
promo sportkoteika february 7, 2016 17:31 53
Buy for 10 tokens
Сегодня, исполняя обещание моей читательнице marubeni, мы с супругой посетили стартовый игровой день первого в Санкт-Петербурге женского теннисного турнира WTA. Международный турнир такого уровня для города - событие значимое, мимо которого любители спорта не должны проходить стороной.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments